Культурно-гигиенические навыки для детей, и их значении в развитии ребенка.
Во все века, во все года мамы и папы стремились к тому, что бы их малыш был самым-самым. Вот и в наши дни, не успел ребенок стать на ноги, сказать первые слова, родители начинают искать беби-классы, беби-курсы, все различные «развивашки».
И это очень хорошо!
Мы хотим, что бы наш ребенок в три года умел читать, считать, решать сложные задачи, делать серьезные умозаключения… И часто упускаем самое важное-формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители думают, что если они это умеют, то и ребенок со временем сам этому научится.
Вы ошибаетесь!
Формирование культурно-гигиенических навыков-это чрезвычайно важный процесс социализации и вхождение малыша в мир взрослых.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения. Большое значение имеет режим дня— это четкий распорядок жизни в течении суток.
Культурно-гигиенические навыки. Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с полутора лет. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными
Постепенно детей приучают:
- мыть руки с мылом до и после еды, после прихода с улицы, в случае загрязнения, после посещения туалета;
- умывать лицо, пользоваться полотенцем, насухо вытирая лицо и руки;
- жевать с закрытым ртом, пользоваться ложкой, салфеткой, пить из чашки;
- полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи;
- очищать нос, пользуясь носовым платком;
- проситься на горшок и пользоваться им;
- быть опрятными, замечать погрешности в одежде и пытаться их исправлять;
- одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность, складывать и вешать одежду в шкафчик;
- застегивать и расстегивать пуговицы, молнию, кнопки, зашнуровывать и расшнуровывать ботинки;
- убирать на место игрушки и вещи с помощью взрослых.
Дети раннего возраста постоянно требуют внимания и опеки, подсказки и напоминаний.
Только в совместной деятельности взрослого и ребенка совершенствуются навыки.
Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью — это привычка.
Когда ребенок усвоит культурно-гигиенические навыки, он переносит это в игру. И как родители относятся к ребенку, так и малыш (копируя) будет относиться к кукле. Так же в игре дети имитируют бытовые действия, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами, а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков.
КГН лежат в основе трудовой деятельности-труд по самообслуживанию.
Формирование КГН способствует развитию силы воли. Ребенку всякое действие дается с трудом. Но взрослые должны помнить, что не надо спешить на помощь при малейшем затруднении.
Ребенок должен приложить волевые усилия: получить качественный результат, сделать все в правильной последовательности, не отвлекаться, а самое важное — учится доводить начатое дело до конца.
Выполнение КГН создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Ребенок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.
Складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка, сравнивает себя с другими, складывается сознание своего «я». Формируется представление о собственном теле; потребность в чистоте и опрятности;
Так же надо помнить и о воспитании у детей навыков личной и общественной гигиены. Они играют важнейшую роль в охране здоровья детей, способствуют правильному поведению в быту, в общественных местах.
Ребенок понимает- от соблюдения правил и норм зависит не только его здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, что бы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно усовершенствовались.
И мы взрослые должны в этом помочь нашим детям. Мы должны быть образцом для подражания.
В формировании культурно-гигиенических навыков помогает фольклор:
- потешки;
- сказки;
- рассказы;
- стихи;
- беседы и упражнения;
- игровые ситуации и мультзалы;
- презентации и театрализованные игры;